среда, 15 февраля 2012 г.


Вера в сказку.



Вера в сказку
...Сын рыдал безутешно. Он узнал, что Деда Мороза не существует. Ему было восемь лет, когда я решила открыть ребенку правду, чтобы он не выглядел глупо в глазах сверстников, рассказывая о том, что ему подарил Дед Мороз.

Мне было откровенно стыдно. Стыдно за то, что создавала ребенку сказку все эти годы, что поддерживала в нем веру в волшебство. За то, что сама же эту веру разрушила, сделав тем самым больно близкому, родному мне человеку.

Утешение пришло само. Сын поразмыслил и сказал: «Дед Мороз существует, просто он далеко живет». Возражать я не стала.

Эта история вспомнилась совсем недавно. Попалась мне на глаза статья про то, как прекрасно, что у детей хорошо развита фантазия. Милая такая статья, можно сказать, сказочная. И все бы ничего, если бы не заглянула ко мне в тот день на огонек подруга с дочкой.

Дело в том, что эта самая подруга в детстве очень любила сказки. Она была настолько увлечена принцами, что мальчишек-соседей почти не замечала, а если замечала, то исключительно тех, которые принцев напоминали. При этом она ориентировалась только на внешние данные юноши.

Принц, исходя из сценария той сказки, которую она для себя придумала, должен был влюбиться в неё, как в настоящую принцессу. С её стороны усилий не требовалось – ведь это сказка. Все должно ведь произойти само.

«Само» ничего не сложилось. С возрастом не прибавилось ни внешней привлекательности, ни понимания проблемы. Со временем, мне так показалось, она забыла не просто про принцев, а и вовсе про существование мужчин. Хотя с карьерой, слава Богу, все в порядке, и есть на свете любимая дочь.

Однако в этой паре меня насторожило вот что. Безоговорочная пассивная вера в сказку, которую мама передала по наследству и взрастила в дочке. Девочка-подросток может часами предаваться мечтам, сидя у себя в комнате или глядя по телевизору бесконечные истории из жизни фей. Но о том, чтобы «сделать сказку былью», речь не идет. Малейшие попытки подтолкнуть девочку к активности наталкиваются на протест и слезы. Она дожидается момента, когда все её оставят в покое, и вновь с удовольствием окунается в волшебный мир грез. Только вот найдется ли для неё принц, или более активные Золушки всех расхватают – пока вопрос остается открытым.

В той статье, о которой я упоминала, говорилось – не мешайте ребенку фантазировать, не отнимайте у него сказку. Ребенок вырастет и сам поймет, что в сказке правда, а что – нет. Для детей дошкольного возраста это правильно. Они живут в мире фантазий и осваивают мир при помощи сказки. Однако что же делать, если сказка слишком затянулась?

Рубить с плеча, рассказывая впечатлительному чаду про отсутствие Деда Мороза, Зубной Феи и Карлсона, возможно, не стоит, а вот приблизить жизнь к сказке вполне возможно. Я думаю, это лучше, чем подкидывать замечтавшемуся ребенку новые книги и фильмы по прекрасных Золушек. В конце концов, Золушке пришлось достаточно потрудиться до того момента, пока она стала принцессой, да и крестная-фея есть не у всех.

Девочку привлекает образ принцессы – замечательно! Напомните ей о воспитании в царских семьях. Они, принцессы, как правило, должны были иметь царственную осанку, их учили танцевать, обучали искусствам, несколькими языкам, да и кругозор у принцесс был немалым. Кроме того, принцессы обязаны были знать этикет, иметь представление о политике и владеть прочими премудростями царствующих особ.

Только не надо ругать девочку, не забывайте – вы сами оставили процесс погружения в мир сказки без контроля. Помогите ей стать если не настоящей принцессой, то, по крайней мере, интересным человеком, а принцы появятся, вот увидите.

Автор статьи: Надежда Апполат

Комментариев нет:

Отправить комментарий