Карьерный эксперимент.
Советскую систему распределения заменят отложенные трудовые договоры со школьниками?
Выпускной класс по традиции превращается в испытание не только для самого одиннадцатиклассника, но и для родителей, ведь впереди экзамены в вуз. Но даже заветный студбилет зачастую всего лишь отодвигает на несколько лет главную головную боль — куда идти работать? Столичные власти начали опробовать новую схему подготовки кадров для крупных работодателей Москвы и одновременно профориентации для подростков. Первый отложенный трудовой договор сроком на пять лет заключил Банк Москвы с 16-летним московским школьником Яном Харченко.u
Согласно документу, молодой человек обязуется хорошо учиться и получить экономическое образование в бакалавриате, взамен банк станет помогать с темами для курсовых и диплома, предложит пройти стажировку в своих подразделениях, а в итоге гарантирует Яну «режим наибольшего благоприятствования» при приеме на работу, рассматривая его как кандидата №1. Учитывая юный возраст Яна, свою подпись под документом поставил также его отец.
— Больше половины выпускников школ не знают, чем бы они хотели заниматься, хватаются за голову в мае, — прокомментировал «МК» Герман Харченко. — Наличие на горизонте «маячка» в виде потенциального работодателя, безусловно, сделает учебу в старших классах и институте осмысленнее. Придя после вуза в компанию, молодой сотрудник уже будет понимать, чем какой отдел занимается, что от него требуется. При этом никто не приковывает подростка цепями: если его интересы изменятся, он легко может переключиться на другую сферу. Пока Яну это интересно, их школа №2006 фактически фокусируется на подготовке ребят в ведущие экономические вузы, ВШЭ, Финакадемию. Вдобавок наша семья связана с банковской сферой — я и жена работаем в банках, старший сын в прошлом году поступил на экономический факультет МГУ.
— Я оказался на своем месте как раз благодаря распределению, — с ноткой ностальгии заметил президент Банка Москвы Михаил Кузовлев. — Это была хорошая система, помогавшая молодежи построить свою профессиональную судьбу и, к сожалению, утерянная с развалом СССР. Сегодня некоторые корпорации создают собственные университеты, где готовят специалистов для себя, но единого механизма нет. А страна очень нуждается и в инженерах, и в квалифицированных рабочих. Дай бог, мы являемся свидетелями первых шагов по созданию новой эффективной системы трудоустройства.
■ ■ ■
Идейным вдохновителем проекта называют руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Олега Бочарова, который еще в пору своей депутатской деятельности активно продвигал «дружбу» школ и предприятий в Южном и Северном Бутове. Бочаров предлагал построить своего рода карьерную лестницу для школьников: сначала они знакомятся с работодателями, выбирают себе интересную практику, проходят тестирование на профпригодность, готовят резюме, потом выбирают профильный вуз-партнер, при хорошей успеваемости могут попасть в число стипендиатов мэра, с 3-го курса — проходить платные стажировки на предприятии...
Выпускной класс по традиции превращается в испытание не только для самого одиннадцатиклассника, но и для родителей, ведь впереди экзамены в вуз. Но даже заветный студбилет зачастую всего лишь отодвигает на несколько лет главную головную боль — куда идти работать? Столичные власти начали опробовать новую схему подготовки кадров для крупных работодателей Москвы и одновременно профориентации для подростков. Первый отложенный трудовой договор сроком на пять лет заключил Банк Москвы с 16-летним московским школьником Яном Харченко.u
Согласно документу, молодой человек обязуется хорошо учиться и получить экономическое образование в бакалавриате, взамен банк станет помогать с темами для курсовых и диплома, предложит пройти стажировку в своих подразделениях, а в итоге гарантирует Яну «режим наибольшего благоприятствования» при приеме на работу, рассматривая его как кандидата №1. Учитывая юный возраст Яна, свою подпись под документом поставил также его отец.
— Больше половины выпускников школ не знают, чем бы они хотели заниматься, хватаются за голову в мае, — прокомментировал «МК» Герман Харченко. — Наличие на горизонте «маячка» в виде потенциального работодателя, безусловно, сделает учебу в старших классах и институте осмысленнее. Придя после вуза в компанию, молодой сотрудник уже будет понимать, чем какой отдел занимается, что от него требуется. При этом никто не приковывает подростка цепями: если его интересы изменятся, он легко может переключиться на другую сферу. Пока Яну это интересно, их школа №2006 фактически фокусируется на подготовке ребят в ведущие экономические вузы, ВШЭ, Финакадемию. Вдобавок наша семья связана с банковской сферой — я и жена работаем в банках, старший сын в прошлом году поступил на экономический факультет МГУ.
— Я оказался на своем месте как раз благодаря распределению, — с ноткой ностальгии заметил президент Банка Москвы Михаил Кузовлев. — Это была хорошая система, помогавшая молодежи построить свою профессиональную судьбу и, к сожалению, утерянная с развалом СССР. Сегодня некоторые корпорации создают собственные университеты, где готовят специалистов для себя, но единого механизма нет. А страна очень нуждается и в инженерах, и в квалифицированных рабочих. Дай бог, мы являемся свидетелями первых шагов по созданию новой эффективной системы трудоустройства.
■ ■ ■
Идейным вдохновителем проекта называют руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Олега Бочарова, который еще в пору своей депутатской деятельности активно продвигал «дружбу» школ и предприятий в Южном и Северном Бутове. Бочаров предлагал построить своего рода карьерную лестницу для школьников: сначала они знакомятся с работодателями, выбирают себе интересную практику, проходят тестирование на профпригодность, готовят резюме, потом выбирают профильный вуз-партнер, при хорошей успеваемости могут попасть в число стипендиатов мэра, с 3-го курса — проходить платные стажировки на предприятии...
Теперь Бочаров готов продолжить начатое уже в статусе главы департамента. Трудовой отложенный договор с банком — первый шаг, дальше привлекут промышленные и инновационые компании. Как отмечают в ДМПиП, в столице неплохая база для развития: сейчас более 50 крупных фирм сотрудничают с городским центром профессионального и карьерного роста и более половины учреждений образования участвуют в практиках предприятий.
С тем, что эксперимент может быть распространен на весь город, согласен и руководитель Департамента образования Исаак Калина: «Я предлагаю организовать встречу Совета ректоров Москвы с директорами предприятий, познакомить их с новой системой, а заодно опросить москвичей, чтобы отложенные трудовые договоры рассматривались как дополнительный балл в портфолио абитуриента».
Ирина Петрова
Комментариев нет:
Отправить комментарий