Ароматы: чего от них хотят мужчины.
Принято считать, что современный мужчина не особенно тщательно следит за своим парфюмерным гардеробом: обычно хватает того, что подарила женщина – на 23 Февраля, Новый год или день рождения. Парфюмерный критик Сергей Борисов исследовал смысл настоящих мужских предпочтений.
Грани свежести
Вообще наши отношения с парфюмами чем-то напоминают мужскую страсть к оружию: в детстве мы обезьянничаем за отцами, потом самым отчаянным образом ищем супероружие, способное поразить любую девушку (читай – ароматы для секса), следом пользуемся случайными кухонными ножами (читай – подаренными ароматами) и, наконец, находим успокоение в более важных (читай – насущных) вещах. Тем не менее мужская парфюмерия прошла долгий путь: следовала моде на одежду, отзывалась на изменения в культуре и нашем образе жизни. Одни ароматы исчезали, едва появившись, другие, напротив, мы любим и носим десятилетиями. Мне думается, по гамме этих симпатий вполне достоверно можно судить о том, что из наших желаний осталось в прошлом и какими нам, современным мужчинам, хочется ощущать себя теперь.
Выглядеть моложе
Никто уже и не помнит первый революционный «морской», а если грамотно – озоновый аромат New West For Him, Aramis (1988). Компания успела снять его с продажи и перевыпустить в коллекции 2009 года The Gentleman's Collection. Зато мужчины помнят, знают и носят его последователей – Escape for Men, Calvin Klein; Kenzo Homme, Kenzo; Cool Water, Davidoff... Ощущение моря и ветра дает молекула «арбузный кетон», открытая в 1966 году компанией Pfi zer. С тех пор она (наряду с цитрусовыми) и отвечает за свежесть. Именно свежесть и легкость мужчины вот уже 20 лет покупают активнее всего. Нам нравится выглядеть моложе, а озоновые ароматы как раз и дают это ощущение молодости, свободы, беззаботности. В том же ключе выступает целая плеяда ароматов с пометкой Sport – энергичных, активных и… невероятно популярных: Burberry Sport for Men, Challenge Re/Fresh, Lacoste; L'Homme Sport, Lanvin... Их можно услышать в такси на окраине города и в головном офисе крупной корпорации, их носят мужчины всех возрастов, курьеры, менеджеры и президенты компаний. И похоже, эту свою страсть скрывают меньше всего. (В отличие, например, от любви к сладкому.)
Запретные сладости детства
Полагаю, что у каждого мужчины внутри сохранился маленький мальчик, сладкоежка, завороженный ароматами кондитерского прилавка или шоколадной фабрики. Такую возможность вернуться в детство парфюмеры предоставляют, хотя и не так часто, – Rochas Man, Amen, Thierry Mugler… А мужчины, смущаясь, еще реже демонстрируют свое сокровенное желание туда попасть. Парфюмер Пьер Гийом (Pierre Guillaume, Parfumerie Generale) зашел в исследовании кулинарных пристрастий дальше остальных, создав целую серию гурманских кондитерских ароматов, среди которых – Aomassai, сладкий, карамельно-мускусный аромат, один из лучших. Все-таки Вилли Вонка, хоть он и не Робин Гуд и не Штирлиц, но для кого-то из нас – тоже своего рода герой. С. Б.
Грани свежести
Вообще наши отношения с парфюмами чем-то напоминают мужскую страсть к оружию: в детстве мы обезьянничаем за отцами, потом самым отчаянным образом ищем супероружие, способное поразить любую девушку (читай – ароматы для секса), следом пользуемся случайными кухонными ножами (читай – подаренными ароматами) и, наконец, находим успокоение в более важных (читай – насущных) вещах. Тем не менее мужская парфюмерия прошла долгий путь: следовала моде на одежду, отзывалась на изменения в культуре и нашем образе жизни. Одни ароматы исчезали, едва появившись, другие, напротив, мы любим и носим десятилетиями. Мне думается, по гамме этих симпатий вполне достоверно можно судить о том, что из наших желаний осталось в прошлом и какими нам, современным мужчинам, хочется ощущать себя теперь.
Выглядеть моложе
Никто уже и не помнит первый революционный «морской», а если грамотно – озоновый аромат New West For Him, Aramis (1988). Компания успела снять его с продажи и перевыпустить в коллекции 2009 года The Gentleman's Collection. Зато мужчины помнят, знают и носят его последователей – Escape for Men, Calvin Klein; Kenzo Homme, Kenzo; Cool Water, Davidoff... Ощущение моря и ветра дает молекула «арбузный кетон», открытая в 1966 году компанией Pfi zer. С тех пор она (наряду с цитрусовыми) и отвечает за свежесть. Именно свежесть и легкость мужчины вот уже 20 лет покупают активнее всего. Нам нравится выглядеть моложе, а озоновые ароматы как раз и дают это ощущение молодости, свободы, беззаботности. В том же ключе выступает целая плеяда ароматов с пометкой Sport – энергичных, активных и… невероятно популярных: Burberry Sport for Men, Challenge Re/Fresh, Lacoste; L'Homme Sport, Lanvin... Их можно услышать в такси на окраине города и в головном офисе крупной корпорации, их носят мужчины всех возрастов, курьеры, менеджеры и президенты компаний. И похоже, эту свою страсть скрывают меньше всего. (В отличие, например, от любви к сладкому.)
Запретные сладости детства
Полагаю, что у каждого мужчины внутри сохранился маленький мальчик, сладкоежка, завороженный ароматами кондитерского прилавка или шоколадной фабрики. Такую возможность вернуться в детство парфюмеры предоставляют, хотя и не так часто, – Rochas Man, Amen, Thierry Mugler… А мужчины, смущаясь, еще реже демонстрируют свое сокровенное желание туда попасть. Парфюмер Пьер Гийом (Pierre Guillaume, Parfumerie Generale) зашел в исследовании кулинарных пристрастий дальше остальных, создав целую серию гурманских кондитерских ароматов, среди которых – Aomassai, сладкий, карамельно-мускусный аромат, один из лучших. Все-таки Вилли Вонка, хоть он и не Робин Гуд и не Штирлиц, но для кого-то из нас – тоже своего рода герой. С. Б.
Пряная чистота
Туалетная вода, слева направо: Armani Sport Code, ARMANI; Gucci Guilty Intense, GUCCI; Cerruti 1881, CERRUTI; Dior Homme Sport, DIOR; L’Homme Libre, YVES SAINT LAURENT; 21 Le Fou, DOLCE&GABBANA
Туалетная вода, слева направо: Armani Sport Code, ARMANI; Gucci Guilty Intense, GUCCI; Cerruti 1881, CERRUTI; Dior Homme Sport, DIOR; L’Homme Libre, YVES SAINT LAURENT; 21 Le Fou, DOLCE&GABBANA
Желание чистоты
Следующие в списке предпочтений – мыльные ароматы, или, как их называют парфюмеры, фужерные. Терпкие, зеленые, бодрящие ноты с легкой горчинкой освежают, как контрастный утренний душ. Да, мужчины практичны: именно это ощущение чистоты мы хотим сохранить в течение дня, несмотря на все перипетии. Любопытно, что появление первого, прототипического фужерного аромата Fougere Royale, Houbigant, в 1882 году называют не иначе как торжеством химии над природой. В те годы ученые одну за одной синтезируют новые молекулы – для лекарств, красок, ароматов. Одной из таких молекул, кумарину, с сильным миндально-сенным запахом, находит применение парфюмер Поль Парке (Paul Parquet): соединив ее с лавандой и терпким дубовым мхом, он получает свежий, динамичный, пикантный Fougere Royale («королевский папоротник»). Половина всех ароматов XX и начала XXI века – не что иное, как вариации на тему лаванды и кумарина, воспевающие чистоту своего хозяина. Среди них и Paco Rabanne pour Homme, и Old Spice, и Platinum Egoiste, Chanel, и Azzaro pour Homme, и десятки других не менее знаменитых.
Владеть собой
Сухой, землистый ветивер (а также пачули, сандаловое дерево, кедр, хвоя и экзотический уд) звучат сдержанно, уверенно, спокойно. Немногословный, серо-зеленый древесный фон словно противопоставлен цветочно-восточной безудержности, свойственной женским ароматам. Неудивительно, что невзрачный на вид корень ветивера так любим и парфюмерами, и мужчинами. Об успокоительных свойствах этого растения знали еще древние индусы, используя его как лекарство от гнева. Долгоиграющие ноты, позже сложившие целое семейство популярных древесных ароматов, появились сначала у Carven (1957), затем Givenchy (1959), после чего Жан-Поль Герлен создал свою классическую альдегидную версию ветивера (1959). С тех пор ароматы с простым названием Vetyver появились у Annick Goutal, Etro, Jo Malone, Maitre Parfumeur et Gantier и многих-многих других. Мужественные, сильные и одновременно спокойные древесные ноты – вот она, пресловутая тихая гавань, крепкое мужское плечо и ощущение стабильности.
Сила дерева
Парфюмерная вода Juniper Sling, PENHALIGON’S. Туалетная вода: Bang, MARC JACOBS; Equipage, HERMES; Pi Neo, GIVENCHY. Парфюмерная вода: Shiseido Zen, SHISEIDO; Boss Bottled Night, HUGO BOSS.
Парфюмерная вода Juniper Sling, PENHALIGON’S. Туалетная вода: Bang, MARC JACOBS; Equipage, HERMES; Pi Neo, GIVENCHY. Парфюмерная вода: Shiseido Zen, SHISEIDO; Boss Bottled Night, HUGO BOSS.
Экзотика и чувственность
Мужские восточные ароматы уступают по популярности древесным и свежим, но все же интерес к ним не угасает. Сладкий, пудровый, немного смолистый шлейф Habit Rouge – знакового восточного аромата Дома Guerlain – сразу выделяется на фоне типично мужских шипров, фужеров, ветиверов. Как индус в чалме среди служащих лондонского Сити. Или словно на стене европейского спортивного комплекса вдруг оказался тридцатиметровый эпос Рамакиен из галереи Королевского дворца в Бангкоке. С ним чувствуешь себя персонажем из «Пигмалиона»: Habit Rouge ставит осанку и произношение, настаивает на тальке вместо дезодоранта и требует платок на шею... Его богатую родословную можно проследить до будуаров Жозефины, а его предки – Mouchoir de Monsieur, Shalimar и Vol de Nuit – следят за каждым шагом. На том же поле играют Opium pour homme, Yves SaintLaurent, и целая гамма ароматов парфюмера Сержа Лютанса (Serge Lutens). Последний сделал марокканскую сказку своей отличительной чертой (начинать знакомство лучше всего с Ambre Sultan и La Myrrhe).
Просто бодрость
Одеколоны – это изначальное, первое, с чем ассоциируется мужская парфюмерия. Хотя в своем чистом виде они уже не так популярны, как раньше: успели приесться. Нехитрая спиртовая смесь масел из цитрусовых растений и прованских трав появилась еще в XVIII веке и считалась панацеей. Ее даже капали на сахар и употребляли внутрь от меланхолии и для бодрости духа. А дальше – ею обтирались, освежались (мой отец, например, умывался одеколоном, побрившись). Но бодрость и энергия первых одеколонов были скоротечными: Наполеон в буквальном смысле выливал на себя литры цитрусовой смеси – а она все равно улетучивалась. Проблему решил парфюмер Эдмон Рудницка (Edmond Roudnitska), создав в 1966 году легендарный Eau Sauvage, Christian Dior. В формулу он ввел жасмин и дубовый мох: одеколон, не потеряв в свежести, чистоты и энергичности, приобрел необходимую стойкость. Его до сих пор носят и мужчины, и женщины в оригинальной версии (год назад вышла и новая – Eau Sauvage Extreme). Простая и понятная ольфактивная идея – стойкая свежесть – не требует, как считал сам Рудницка, больше никаких украшений. Классические одеколоны можно также найти у Chanel (Eau de Cologne), Guerlain (Eau de Guerlain), Hermes (Eau d'Orange Verte). А свежие, энергичные ноты лимона, бергамота и других цитрусовых встречаются и вовсе в каждом втором мужском аромате.
В созвучии женским желаниям
У большинства ароматов мы с уверенностью можем определить их «половую принадлежность». Но женщины нередко примеряют на себя мужские ароматы, а кто-то даже предпочитает их традиционно женским – цветочным, сладким или пудровым композициям. Почему так происходит? Многие парфюмеры, например Серж Лютанс, уверены, что у аромата нет пола. И разделение на женские и мужские парфюмы – лишь дань традиции или маркетинговый ход. Главное – чтобы сама композиция нравилась, доставляла удовольствие, была созвучна внутренним желаниям. «Возможно, дело в том, – размышляет Жак Польж (Jacques Polge), парфюмер дома Chanel, – что парфюм перестал служить исключительно соблазну, как это было когда-то. Теперь женщинам важно чувствовать себя более свободными, пробовать новые сочетания, искать гармонию для себя».
Восточные страсти
Парфюмерная вода: Habit Rouge, GUERLAIN; Ambre Sultan, SERGE LUTENS. Туалетная вода: Hypnose Homme, LANCOME; The One Gentleman, DOLCE&GABBANA.
Парфюмерная вода: Habit Rouge, GUERLAIN; Ambre Sultan, SERGE LUTENS. Туалетная вода: Hypnose Homme, LANCOME; The One Gentleman, DOLCE&GABBANA.
Подчеркнутый характер
При слове «шипр» мы вспоминаем советские парикмахерские и дедушкин простецкий флакон. Хотя лучшие шипры ХХ века, ставшие синонимом слова «характер», прошли мимо советских людей, а создавались изначально и вовсе для дам. Среди них – 1000, Jean Patou; Azuree, Estee Lauder. Мода на ароматы Кипра возникла еще в XVIII веке. Непременным компонентом французских Eau de Chypre была липкая смола скалистой розы (ладанника), которую вычесывали из шерсти кипрских коз. Бергамот, жасмин, ладанник, дубовый мох – основные компоненты шипров. Аромат словно проходит путь солнечного света: через кроны деревьев к цветам и влажному подлеску и прошлогодним листьям. Жак Герлен внес в этот «скелет» пахнущий джемом из спелых персиков компонент гамма-ундекалактон – изобретение русских химиков Жукова и Шестакова, и получился фруктовый шипр Mitsouko, Guerlain. Его загадочный аромат копченых фруктов был адресован женщинам, но уже современники Герлена (например, Чарли Чаплин или Сергей Дягилев) носили его, понимая: ароматы пола не имеют. Современный аромат Diaghilev Roja Dove был создан в прошлом году профессором парфюмерии Роже Давом для выставки «Дягилев и Золотой век русского балета» в лондонском Музее Виктории и Альберта. Другие прекрасные мужские шипры – идеальный Chanel pour Monsieur, цветочный Boucheron pour homme, зеленый Polo Ralph Lauren, ароматический Yatagan de Caron и восточный Amouage Gold Man.
Все еще джентльмены?
В 1924 году парфюмеры Coty, сам Франсуа Коти (Francois Coty) и Венсан Рубер (Vincent Ruber), создали в своем роде уникум – кожаный цветочный шипр с акцентом на смолистую амбру Knize Ten. «Я взял бы его и на необитаемый остров, так как мужчина пользуется ароматами не для очарования женщин, а для поддержания собственного морального настроя», – признавался Янош Бекесси, блестящий журналист послевоенной Западной Германии. Сегодня эту тему продолжают Aramis for Men, a Fleur de Peau, Keiko Mecheri; XJ 17-17 Homme, XerJoff; 1740 Marquis de Sade, Histoires de Parfums, и другие. Казалось бы, джентльмены возвращаются… Но прекрасный контраст между цветами и дегтем на деле остается все же мало востребованным. Деготь вышел из конюшен и казарм, став блестящим завсегдатаем гостиных и скрыв под смокингом военный напор, решительность, выправку. Но большинство мужчин сегодня все же выступают за бездумную свежесть, модную беззаботность. А кожу (не грубую, а мягкую) хотят видеть лишь в салоне автомобиля…
Автор - Сергей Борисов
Комментариев нет:
Отправить комментарий