Реакция ядра. Возможен ли искусственный синтез драгоценных металлов?
Можно ли одни элементы Периодической таблицы превратить в другие? Можно ли дешевые металлы превратить в драгоценные? Человечество об этом мечтало издавна.
В XX веке в высокоэнергетическом ядерном реакторе, в результате бомбардировки ртути медленными нейтронами было получено немного золота. Но цена его была в сотни раз выше рыночной. Таким образом и сейчас получают ряд особо ценных изотопов химических элементов. Но идею массового синтеза золота или других драгоценных металлов сочли коммерчески бесперспективной.
Холодный синтез
Однако несколько десятилетий назад различные исследователи один за другим стали приходить к выводу о существовании низкоэнергетической ядерной реакции, которая протекает по другим принципам, нежели известные тогда науке высокоэнергетические, «горячие» ядерные процессы. Сегодня эти реакции называют по-разному: холодная трансмутация ядер (ХТЯ), холодный ядерный синтез, LENR (Low-Energy Nuclear Reactions — низкоэнергетические ядерные реакции).
В 1962 году французский ученый Луи Кервран написал книгу «Биологическая трансмутация» («Biological Transmutations»), а затем — «Биологические трансмутации и их применение» («Biological Transmutations & Their Applications»).
Явления трансмутации, обнаруженные в природе, послужили вдохновением и для других исследователей. В 1989 году профессор электрохимии Мартин Флейшмансо своим напарником Понсом обнаружили ранее неизвестную ядерную реакцию, сопровождающуюся выделением избыточной энергии. Впоследствии этот эксперимент был повторен рядом исследователей, среди которых — директор Энергетического исследовательского центра Стэнфордского исследовательского института США (Energy Research Center SRI International, Menlo Park, California, USA) Майкл К. Х. МакКубр. Он представил свои результаты на X Международной конференции по холодному синтезу (ICCF-10) 25 августа 2003 года. Также эксперимент был подтвержден итальянской группой ученых.
Поспешная критика
Однако люди, контролирующие научную администрацию, встретили данные об эксперименте в штыки. Началась скоординированная и ожесточенная кампания против исследователей холодного ядерного синтеза.
Сергей Цветков, журналист, изучивший эту ситуацию, замечает, что для дискредитации Флейшмана и Понса не гнушались прямой фальсификацией. Через месяц (это важно) после эксперимента Флейшмана и Понса публично было заявлено, что попытки повторить опыт в лаборатории Массачусетского университета были безрезультатны. Отсюда делался безапелляционный вывод, что холодного синтеза нет. Обман был в том, что ядерная реакция холодного синтеза, сопровождавшаяся тепловыделением, у Флейшмана и Понса наблюдалась только на 66 сутки после начала эксперимента.
Выходит, критики за несколько дней сделали вывод о процессе, который начинается только через 2 месяца.
Цветков пишет на этот счет:
«Холодный синтез не лженаука. Ярлык лженаучности придуман для защиты зашедших в тупик и боящихся ответственности „термоядерщиков“ и „больших коллайдерщиков“, превративших современную физику в доходный бизнес для узкого круга лиц, которые только называют себя учёными».
Как писал в своем блоге легендарный ведущий Русской службы BBC Сева Новгородцев, Мартина Флейшмана позже иногда вспоминали, брали интервью, спрашивали, не идет ли он против законов физики. «Газета New York Times, — с сухой полуулыбкой ответил Флейшман, — перед полетом братьев Райт писала, что машина тяжелее воздуха летать по воздуху не может по определению».
На новом уровне
Однако, несмотря на ожесточенное сопротивление администраторов от науки, холодная трансмутация ядер получала распространение. Появились и теоретические работы, объясняющие процессы ХТЯ. В России этим 30 лет занимается кандидат физико-математических наук Ю. Н. Бажутов, совместно с профессором Григорием Моисеевичем Верешковым выдвинувший в девяностые годы эрзион-каталитическую модель реакции холодного синтеза.
С девяностых годов по настоящее время появляются фундаментальные работы глубокого российского минеролога, кандидата геолого-минералогических наук В. А. Кривицкого, который доказал в своих работах, что элементообразование на Земле происходило в результате холодной трансмутации химических элементов.
Согласно выводам В. А. Кривицкого, в недрах Земли происходит холодная трансмутация элементов: превращение одних элементов в другие в результате ХТЯ. По его мнению, особенности ряда месторождений, включая золото и платиновые металлы, ярко демонстрируют, что они представляют собой результат трансмутации элементов, происходящей в природных объектах.
14 января 2011 года в Болонье итальянский бизнесмен и исследователь Андреа Росси продемонстрировал LENR-генератор, вырабатывающий электроэнергию, разработанный совместно с профессором Фоккарди. Научная администрация организовала публичную критику идей Андреа Росси. Но демонстрации работы установки перед специалистами не оставили сомнений, что процесс идет с выработкой дополнительной энергии. Более того, секрет работы генератора из-за неосторожности Андреа Росси был разгадан рядом исследователей и успешно ими воспроизведен с выработкой избыточной тепловой энергии, получаемой в результате холодных ядерных реакций. Таких групп, которые воспроизвели модель Андреа Росси, в мире насчитывается порядка 8. В России принцип установки был воспроизведен кандидатом физико-математических наук Александром Пархомовым. Установка была им продемонстрирована перед специалистами во Всероссийском научно-исследовательском институте по эксплуатации атомных электростанций 27 января 2015 года. Эта установка произвела энергии в 2,5 раза больше, чем потребила, что безусловно было следствием протекания LENR реакции.
В 2013 году Андреа Росси был приглашен в США и там создал коммерческую установку для генерации энергии мощностью 1000 кВт, которую сейчас предлагает клиентам его фирма. По некоторым данным, ряд действующих установок проданы армии США для обеспечения электроэнергией удаленных объектов.
Синтез платины
В то же время процесс освоения холодной трансмутации стал набирать обороты. Как в области получения энергии, так и в области искусственного синтеза химических элементов. Различные группы, в том числе крупные компании, не обращая внимание на возражения администраторов от науки, приступили к активным исследованиям ХТЯ. И здесь уже немало успехов. Компания MITSUBISHI HEAVY INDUSTRIES LTD, её исследовательская группа под руководством Ясухиро Ивамуры, двигалась в направлении синтеза химических элементов методом холодной трансмутации ядер.
В результате группой Ивамуры был разработан способ, позволивший синтезировать платину и другие элементы методом холодной трансмутации, на что был получен патент в 2014 году (№ EP1202290).
К сожалению, продуктивность метода Ивамуры очень невелика. Хотя важен сам факт создания таких установок.
В США по теме холодной трансмутации ядер также плотно работают. Свидетельством серьёзного интереса в госструктурах США является патент на «Методы и устройство стимулирования ядерных реакций» WO 2017 155520 A1, полученный космическим ведомством NASA в 2017 году. Все приведенные примеры — лишь часть того, что достигнуто в мире в области освоения холодной трансмутации. Например, плазменный вихревой реактор на низкоэнергетических ядерных реакциях Анатолия Климова, в котором достигнута семикратная избыточная энергия.
Соответственно, сегодня стало достаточно очевидно, что освоение холодных ядерных реакций — это основа будущего прогресса. Оно дает возможность как получения дешёвой энергии, так и синтеза ценных элементов.
Российские разработки
Самые серьёзные успехи демонстрирует проект «Синтезтех», основанныйВладиславом Карабановым. Согласно имеющимся данным, проведена очень глубокая исследовательская работа. В первую очередь — с целью получить ценные элементы. И, согласно этим же данным, в результате экспериментов методом холодной трансмутации ядер химических элементов из матрицы, состоящей из малоценных элементов, получены элементы платиновой группы. Главное, как сообщает «Синтезтех», это обнаруженные ключевые особенности запуска процесса холодной трансмутации. Эти ключи и разрабатываемое ноу-хау предполагают низкую себестоимость процесса. При создании на этой базе промышленной технологии, по данным «Синтезтеха», это должно дать возможность синтезировать платиновые металлы значительно ниже по стоимости, чем современная добыча. А сегодняшняя экономика испытывает их острый дефицит, так как платиновые металлы широко используются в промышленности, электронике, медицине.
Особенностью проекта «Синтезтех» является заявленный отказ от работ над теоретическим обоснованием ХТЯ и намерение заниматься чисто практическими задачами. Хотя в то же время нужно отметить, что советниками проекта являются уже упомянутые выше видные теоретики и практики холодной трансмутации: Бажутов Ю. Н. и Кривицкий В. А.
Тем не менее, при том, что декларируется отказ от теоретического обоснования процесса, хочется привести высказывание руководителя проекта Владислава Карабанова относительно принципов реакции ХТЯ.
«Как правило, противники холодной трансмутации приводят в качестве довода кулоновский барьер, который невозможно преодолеть, не приложив огромных усилий. Приведу пример: попасть в дом через стену вы тоже не сможете, не сломав её и не приложив массу энергии. В реальности вы ведь не входите в дом через стену, а входите через дверь, используя её и ключ к ней. Так и с холодным синтезом: чтобы его осуществить, обойдя кулоновский барьер, стену, нужно понимать, где дверь и какой нужен ключ. И эти двери уже найдены».
Хотелось бы добавить, что «Синтезтех» — полностью частный проект. Сегодня, как известно, он выходит на инвестиционную программу с целью получить средства для создания необходимой лаборатории и перевода технологии на промышленный уровень. Причем нужно заметить, что это делается также с применением самой инновационной технологии блокчейн.
В случае реализации проекта (а это, судя по всему, имеет высокую вероятность) мы получим ещё один глобальный инновационный прорыв. И тогда не только его инвесторы будут иметь шанс получить доход, его получит вся экономика, все общество.
Официальный сайт и блог «НИЦ Синтезтех», где можно узнать подробнее о проекте — https://synthestech.com/ru